Компания "Тебе студент" во Владимире - дипломные и курсовые на заказ, без плагиата точно в срок. Авторы преподаватели ВУЗов, кандидаты и доктора наук.

НИР: пример составления и оформления, комплект методик и материалов

Содержание

Научно-исследовательская работа – обязательная часть профессионального образования. Помимо курсовых и дипломных проектов, к НИР относят разные не типовые задания, которые надо оформлять во время производственной практики, и изучение теории научных исследований. Подготовка НИР задействует внутреннюю мотивацию, интерес студентов к теме, меняет саму роль студента в общении с преподавателем: теперь это роль младшего коллеги-исследователя, а не ученика, поэтому процесс лучше организован и более эффективен.

Методы и методология НИР

В исследовании по любой специальности применяются общенаучные методы:

  • наблюдение – частая замена эксперимента, когда исследователь не вмешивается в процесс, только фиксирует его;

  • анализ – мысленное разделение сложного явления на простые элементы;

  • синтез – объединение частей в целое;

  • дедукция – рассуждения в логике “от большего к меньшему”, когда выводы о части делаются на основе знания целого. Если известно, что частицы в поле заряжены отрицательно, то, вероятно, отдельная частица тоже будет иметь отрицательный заряд, можно не измерять его специально;

  • индукция – рассуждения “от меньшего к большему”. Частица заряжена отрицательно и находится внутри поля, значит, вероятно, все частицы в этом поле имеют отрицательный заряд;

  • интроспекция – это рефлексия, или самонаблюдение. Исследователь контролирует свои реакции на явления, предубеждения, ожидания, чтобы учесть их и при необходимости исправить исследование. Особенно актуально для социальных наук;

  • Купить НИР

    гипотеза – теоретическое положение, попытка объяснить исследуемые явления еще до самого исследования;

  • формализация – приведение переменных к стандартному виду, единицам измерения;

  • идеализация – упрощение переменных, мысленное создание на их основе обобщенных переменных, которые и исследуются;

  • эксперимент – вмешательство исследователя в естественные процессы, их инициирование;

  • моделирование – создание объекта исследования, который похож на реальные объекты и может быть исследован вместо них.


Научный метод представляет собой набор процедур, помогающих установить общие законы путем оценивания теорий, которые описывают, объясняют и предсказывают явления. Это работает так: 

  1. ставится гипотеза, основанная на четко сформулированной научной теории;

  2. гипотеза подвергается систематической критической оценке в ходе исследований, которые должны быть объективными, эмпирическими, контролируемыми;

  3. на основании исследований формулируются выводы, доступные для широкого изучения, анализа, воспроизведения.

Применяя научный метод, сложные события разделяются на отдельные переменные, между ними разыскиваются и анализируются взаимосвязи, а затем вырабатываются теории, согласующиеся с эмпирикой.

Научность подразумевает, что к информации и интерпретации данных надо подходить критически. Есть несколько типичных ошибок интерпретации:

  • “ошибка наблюдателя” – исследователь неосознанно отбирает только те данные, которые согласуются с теорией и гипотезой; 

  • ошибка испытуемого (в социальных исследованиях); 

  • ошибка смешения – существуют альтернативные переменные, которые могли бы объяснить наблюдаемые явления, но исследователь их не заметил.

Виды практик НИР

Существует три типа научных исследований:

  • описание явлений;

  • оценка корреляции между явлениями;

  • установление причинно-следственных связей между явлениями.

Первые два вида можно изучать на открытых и частных источниках, методом изучения отдельного случая, систематическими наблюдениями. Для определения причинной зависимости нужны эксперименты. Обычно последний тип исследования применяют в курсовых и дипломных работах, и первые два лежат в основе всех остальных практик НИР – рефератов, статей, докладов, тезисов, отчетов.

Рефераты могут считаться исследовательской работой только в том случае, если они сделаны глубокой переработкой нескольких десятков источников, с собственной систематизацией и классификацией материала, и если они опровергают или подтверждают положения какой-то теории. Курсовые работы – уже серьезный шаг в науку, с опорой на методологический аппарат, теоретико-методологические подходы и методы исследования, формулировками проблемы и цели исследования, критическим отбором, анализом и синтезом информации. С каждым годом обучения курсовые все сложнее, требования к их написанию все выше. Дипломная работа на порядок сложнее курсовой.


Краткое содержание основных разделов НИР 

Как все квалификационные работы, НИР имеют строгую структуру, и к содержанию каждой части разработаны конкретные требования. Все работы оформляются по строгим образцам, которые соответствуют ГОСТ. Можно и нужно писать по вдохновению, но придется следить, чтобы вдохновение приводило к четкому результату в каждой части. Другой вариант – редактировать готовый текст. Далее приведено примерное содержание каждой части научно-исследовательской работы.

Введение НИР

Во введении автор указывает, зачем нужна эта работа, решению каких проблем, в теории или практике, она способствует. Выделить проблему бывает трудно, в этом помогают научные руководители. То же самое – с формулировками целей и задач. Далее автор пишет, какими путями поставленная цель достигается, это методы и методология, и почему выбраны именно они. Иногда во введении также есть обзор существующих работ по этой теме: кто еще пытался разобраться с проблемой, как это делалось и какие были результаты.

Введение пишется полностью самостоятельно, независимо от вида исследования.


Аннотация к НИР

Если к работе нужно прикладывать аннотацию, ее делают в последнюю очередь, когда основные главы уже закончены и выводы есть. Аннотация – это выжимка из работы, ее основные положения. 

Все вспомогательные элементы работы, такие как титульный лист, аннотация, задание, пояснительная записка, список литературы, приложения, в обязательном порядке включаются в сквозную нумерацию страниц и указываются в содержании.

Основная часть НИР

Основная часть – это само исследование. Не всегда требуется, чтобы она была полностью авторской; в рефератах эта часть полностью основана на литературе. Важно, чтобы она соответствовала указанной во введении авторской методологии. 

Структура основной части по возможности соответствует задачам исследования. Это должен быть логически выверенный, грамотно написанный текст, демонстрирующий способность студента к самостоятельной творческой поисковой работе. Текст должен быть разбит на главы, а если объема для нескольких глав недостаточно, то на параграфы и абзацы. Главы и параграфы имеют самостоятельные заголовки. В заключении каждого параграфа и каждой главы пишут выводы по этому отрывку текста.

Заключение НИР

Заключение содержит краткие выводы по работе. Если они хорошо прописаны в основной части, можно взять их оттуда, но немного перефразировать. Далее пишут общий вывод о том, была ли достигнута цель и решена проблема. Часто во время исследования у студента меняется взгляд на научную проблему, появляются новые идеи, и все это тоже можно включить в заключение, как перспективы дальнейших исследований. Если этого требует тема, указывают также практические рекомендации. 


Список литературы

Литература группируется в алфавитном порядке, список может быть нумерованным или без нумерации. Каждая позиция включает полное название книги или источника из интернета, имя автора, год и место издания. 

Приложения к НИР

Приложения вставляют после всех основных частей, и туда помещают те отрывки работы, которые были необходимы для реализации исследования, но оказались очень громоздкими в оформлении, чтобы включать в основной текст. Это картинки, таблицы, образцы, длинные расчеты, аудиофайлы и так далее. Приложения имеют сквозную нумерацию и заголовки.




Возврат к списку